Вернуться к блогу о цифровом рисовании

Зачем нужны референсы в рисовании и что это такое?

Что такое мудборд и референсы.

Можно ли рисовать с референса, чем отличается срисовка от референса? И почему лучше поменьше смотреть на других художников?
Однажды меня спросили: "Как нарисовать иллюстрацию, чтобы она стала узнаваемой и не была чьей-то копией? Вот я иду в пинтерест, собираю там разные картинки, потом рисую и получается, что мои рисунки сильно похожи то на одного автора, то на другого. Как тогда пользоваться этими референсами, чтобы не срисовать случайно чужие идеи?"

Если отвечать на вопрос коротко, то:
Чтобы не стать чьей-то копией, меньше смотрите на чужие работы.

Эээм, Полина, ты серьёзно? Вокруг полно классных художников! Многих я читаю, смотрю их рисунки, невозможно же отключиться от интернета, чтобы не видеть чужое! Да и вообще, все говорят, что нужно сначала собрать референсы, а потом по ним рисовать.

Очень дельный совет, я тоже им пользуюсь и рекомендую своим ученикам, но здесь есть подводные камни. Разберём подробнее.

Что такое референсы в рисовании и зачем они нужны?

Референсы – это картинки и фотографии, подходящие к вашему проекту (рисунку, иллюстрации). Это такие подсказки, как и что рисовать. Нормально не помнить как выглядят все предметы в мире, поэтому важно смотреть, а как же они выглядят в реальности, для этого и нужно собирать доску с референсами. Даже если вы думаете, что помните, как что-то выглядит, найдите или сами сделайте пару фото этого предмета, чтобы свериться. Наша память часто упускает детали, оставляя общее впечатление о предмете.
Вот вам простой тест на память: нарисуйте велосипед, никуда не подглядывая. А теперь посмотрите фотографию велосипеда. Ну что, где у вас руль, рама, педали и цепь? :)
велосипедный тест
Картинка взята из статьи на сайте shazoo
В 99% вы что-то упустили или нарисовали не так, как это в реальности, если только вы не веломеханик и не разбираете велики каждый день по кусочкам! Наша память фиксирует только общий образ предмета и упускает кучу мелких деталей, чтобы не перегружаться. Именно поэтому нужны референсы для рисования. Они помогают сделать ваш рисунок более узнаваемым и детальным. Даже если вы рисуете в плоском и очень стилизованном стиле, референсы дадут возможность вам более достоверно передать предмет. А всякие, казалось бы, незначительные детальки очень обогащают рисунки!

Почему референсы нужны, думаю, разобрались, если нет – пишите.

Но начинающие художники чаще всего собирают вот такую доску с референсами. Только это не референсы, это мудборд:
моя доска на Pinterest

Что такое мудборд?

Мудборд (англ: moodboard или доска настроения) – это большое количество картинок других художников, которые понравились по цвету, композиции или стилю. Такая доска тоже полезна, на ней вы можете подсмотреть для себя новые приёмчики, вдохновиться смешной историей или попробовать новую цветовую гамму. Но: это не референсы, а мудборд.

Почему не стоит срисовывать с мудборда? Потому что на нём мы видим УЖЕ переработанные референсы. Мы не смотрим на то, как выглядит настоящая птица, чтобы найти свой язык и свою подачу, а лишь копируем то, как её видят другие художники (причем, некоторые из них тоже нарисованы с чьих-то рисунков). В итоге получается глухой телефон с повторяющимися приёмами или даже ошибками.

А какой должна быть доска с референсами:

референсы для рисования пирата из курса Дениса Зильбера
Эти референсы я собирала на курсе Дениса Зильбера для своей иллюстрации. Мы рисовали пирата и очень глубоко погружались в исследование пиратской атрибутики, чтобы рисунок был максимально реалистичным по содержанию
В идеале, конечно, вообще ваши личные зарисовки с натуры (потому что так вы наверняка нарисуете подходящий ракурс), но в бешеном ритме нашего мира это практически утопия, поэтому остановимся просто на фотографиях. Выбирайте фотографии в разных ракурсах, в разных освещениях и никогда не срисовывайте один в один с фото – поверьте, это всегда видно :)
Покажу на своем примере:
Я очень торопилась по срокам, взяла первый попавшийся референс и нарисовала для книги вот такого пеликана:
В качестве референса взяла эту фотографию. (В книге говорится об экологической катастрофе и разлитой в воде нефти):
пеликан в нефти референс
Фото взято из статьи на сайте ecoportal.su
А через некоторое время встретила этого же пеликана в другой книге:
Думаю, что теперь и вы такого пеликана где-нибудь да встретите:)
А может и сами его порывались нарисовать?
Поэтому ещё важно не напрямую срисовывать с фотографии, а собирать разные референсы, чтобы иметь больше вариантов, как изобразить свою идею: ракурс с одной фотографии, детали с другой.

То есть на чужие рисунки вообще смотреть нельзя?

Можно! Но понимать, что они не как основа ваших рисунков, а скорее, как moodboard (доска настроения). Вот вы собрали себе такой мудборд, посмотрели на него, проанализировали, что вам больше всего приглянулось в рисунках (цвета, композиции, стиль) – записали себе куда-то, сделали несколько зарисовок, потом закрыли эту доску и рисуйте своё! Не надо смотреть в мудборд всё время, в отличие от референсов, которые вам на этапе эскиза точно будут нужны постоянно. Из референсов мы берём все важные элементы для рисунка (педали и цепь у велосипеда или особенности пиратской одежды 17 века – как в примерах выше), а из мудборда берём настроение, цвет, стилистику.

Чем больше смотрите на чужие работы, тем больше начинаете их копировать. И это нормально, так мозгу проще: ничего не надо придумывать, поэтому копирование происходит на автомате. Но рисование – это создание нового, поэтому очень советую отключаться во время него от чужих идей и создавать своё.

В соцсетях тоже не советую подписываться на толпу художников, так как пока вы смотрите на чужое каждый день, мозг запоминает эти образы и потом хочешь – не хочешь воспроизводит, как свои.

Если хочется свежих идей – сходите лучше на выставку, в театр, кино (как ни странно, смежные искусства даже больше вдохновляют, чем те же самые картины). На худой конец, загляните в пинтерест, полистайте соцсети, но не делайте это ежедневно. Раз в неделю/две/месяц/перед началом нового проекта – будет достаточно.
Чем больше мы смотрим на чужие работы, тем меньше времени и сил остается на своё. А я верю в то, что каждый способен творить и каждому есть чем поделиться с этим миром!
Как правильно пользоваться чужими рисунками, как научиться не срисовывать, а создавать своё, рассказываю каждый вторник на прямых эфирах в своей группе ВК, подписывайтесь!

Знаете, кому статья может быть интересна, поделитесь ей в любом мессенджере, нажав на одну из кнопочек в правом верхнем углу.